Проектный офис цифрового развития организовал круглый стол по беспилотному автотранспорту в рамках «Фестиваля 404»
Новости проектного офиса цифрового развития
16 Сентября 2019

Проектный офис цифрового развития организовал круглый стол по беспилотному автотранспорту в рамках «Фестиваля 404».


В субботу, 14 сентября, в Самаре в рамках международной IT-конференции «Фестиваль 404» состоялся круглый стол, организованный проектным офисом цифрового развития региона, где обсуждались вопросы применения и внедрения интеллектуальных транспортных систем

Губернатору Самарской области Дмитрию Азарову презентовали беспилотный автомобиль (университет «Иннополис», Татарстан) и дорожную лабораторию с программно-аппаратным комплексом «ITSGIS. WayMark», которую представил самарский научно-производственный центр «Интеллектуальные транспортные системы».

Беспилотник, продемонстрированный Иннополисом, – это автомобиль на базе серийного бензинового Hyundai с интегрированным в него софтом, который оперативно обрабатывает поступающую с сенсоров и агрегатов информацию и передает управляющие сигналы для безопасного движения. Интеллектуальная начинка «считывает» огромное количество информации от нескольких источников, что позволяет определять полосность дороги и ее границы, разметку, распознавать дорожные знаки и светофоры, с феноменальной скоростью (до 140 миллисекунд) реагировать на появление пешеходов и препятствий на дороге. Задача водителя – лишь задать бортовой системе точку назначения: автомобиль сам выберет оптимальный маршрут.

Тест-драйвы беспилотника проходили на дорогах Иннополиса, единственного города в Европе, где таким средством передвижения можно пользоваться беспрепятственно. По словам руководителя лаборатории автономных транспортных систем университета Салимжана Гафурова, проехав более 12000 км, беспилотник доказал свою надежность, однако усовершенствование модели продолжается в ежедневном режиме.

«Наша задача – сделать автомобиль более устойчивым и привлекательным с точки зрения внедрения в жизнь», – пояснил Салимжан Гафуров. Впрочем, о массовом использовании беспилотных автомобилей пока говорить рано – многое зависит от развития «умной» дорожной инфраструктуры и правовой базы.

Как отметил руководитель рабочей группы «Автонет» Национальной технологической инициативы, президент некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко, работы в этом направлении уже ведутся. Так, по постановлению правительства РФ до 2021 года в России проходит правовой эксперимент по отработке стандартов, регламентов и правил безопасности при движении беспилотников по дорогам общего пользования.

Что касается развития «умной инфраструктуры», то уже в этом году пройдут первые тестовые испытания беспилотных технологий в пяти регионах, в том числе и в Самарской области. Соответствующее соглашение между Правительством региона и рабочей группой «Автонет» было подписано на ПМЭФ-2019.

«Компания СМАРТС уже подготовила несколько дорог, в частности, Московское шоссе, для подключения – здесь создана опорная сеть проложено современное оптоволокно, – отметил Александр Гурко. – Благодаря этому мы можем подключить умную инфраструктуру, по которой поедет автомобиль. Это цель нашей работы в этом году».

В ходе тестов беспилотников огромное внимание будет уделяться качеству дорожной инфраструктуры и специальным каналам высокоточного позиционирования. Сейчас отрабатываются технологии по созданию трехмерных карт населенных пунктов. Одна из таких дорожных лабораторий с программно-аппаратным комплексом «ITSGIS. WayMark» была представлена на «Фестивале 404».

Система «ITSGIS. WayMark» – разработка самарского НПЦ «Интеллектуальные транспортные системы». По словам его руководителя, Сергея Михеева, комплекс способен проводить диагностику дорожного покрытия, фиксировать трафик, дорожную обстановку, ровность и калейность дорог, вести учет объектов транспортной инфраструктуры – разметки, знаков, светофоров, а также бордюров, колодцев, ограждений. Все это в автоматическом режиме анализируется и наносится на интерактивную карту города.

Недавно самарские разработки прошли успешную обкатку в городах Ханты-Мансийского АО. «Результаты измерений позволяют оценивать состояние дорог, в том числе условия безопасности движения, планировать ремонт дорог, рассчитывать средства на их содержание, а также дают оценку эффективности работы дорожных служб», – отметил Сергей Михеев.