Пётр Скобелев, президент, генеральный конструктор НАО «Группа компаний «Генезис знаний» прокомментировал утверждение Национальной стратегии развития искусственного интеллекта
Новости проектного офиса цифрового развития
22 Октября 2019

Пётр Скобелев, президент, генеральный конструктор НАО «Группа компаний «Генезис знаний» прокомментировал утверждение Национальной стратегии развития искусственного интеллекта.

Президент РФ Владимир Путин подписал указ «О развитии искусственного интеллекта (ИИ) в РФ», который утверждает Национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года. «Согласно прогнозам долгосрочного социально-экономического развития России в случае недостаточного развития и использования конкурентоспособных технологий искусственного интеллекта реализация приоритетных направлений научно-технологического развития страны замедлится, что впоследствии повлечет за собой ее экономическое и технологическое отставание», — говорится в документе.

Пётр Скобелев, президент, генеральный конструктор НАО «Группа компаний «Генезис знаний» прокомментировал утверждение Национальной стратегии развития искусственного интеллекта:

«Очень важно, что «Стратегия ИИ» вообще появилась — какой бы ни возник сейчас поток самой резкой и справедливой критики «Стратегии», но это важнейшее событие для признания актуальности и значимости проблемы и лучшего понимания властью, бизнесом и обществом сути возникающих вызовов, зарождающейся новой ИИ индустрии и грядущих тектонических сдвигов в экономике и промышленности, транспорте и связи, социальной сфере, здравоохранении, военном деле и т.д.

Вместе с тем, при чтении текста «Стратегии» видна ее сырость, есть очевидные пробелы и противоречия, что рождает вопросы, замечания и предложения по дополнениям, прежде всего, по существу.

Для начала, в «Стратегии» надо постулировать, какое общество мы строим, и для чего там будет нужен ИИ? Мы хотим построить прогрессивное общество творчески развивающихся свободных людей, или новое цифровое «рабовладение», или же общество собирателей «цифровых» кореньев? Для ответа на этот вопрос я предложил бы включить в «Стратегию» перспективное видение «Общества 5.0», о котором сейчас в каждой развитой стране начали говорить.

«Мы хотим построить прогрессивное общество творчески развивающихся свободных людей, или новое цифровое «рабовладение»?»

В «Стратегии» упоминается «сильный ИИ» и этому разделу требуется больше внимания, т.к. модели ИИ в мире пока ещё нет, и это сейчас самый главный вызов — на какие «движках» будет ИИ летать. Одна из перспективных концепций — «Эмерджентного интеллекта», спонтанно возникающего, адаптивного и проактивного, недерминированного, движимого к смыслам через коллективное принятие решений в консенсусе, переговоры и разборы конфликтов. Но такого рода работы находятся еще пока в эмбриональном состоянии и нужны фундаментальные, междисциплинарные и полипредметные исследования, в том числе, с профильными зарубежными организациями, которые позволят выстроить наше видение ИИ будущего. Такого рода исследований, как мне представляется, пока нет ни в нашей Академии наук, ни в вузах, равно как нет и инструментов финансирования такого рода программ и проектов.

Большим упущением в «Стратегии» ИИ, на мой взгляд, является отсутствие ключевого раздела про формализацию знаний разных предметных областей и создание баз знаний на основе принципов Semantic Web и предметных онтологий окружающего мира. Результатом должно стать создание инструментов работы со знаниями и обширных формализованных описаний моделей знаний предметной области, играющих роль «толковых словарей» для компьютерных систем. Например, для любой промышленности, и в особенности для госзаказа, очень востребованы «классификаторы» задач на основе семантических сетей классов понятий и отношений, которые позволят разрабатывать прозрачные и сопоставимые планы проектов, считать их себестоимость, исключать приписки и т.д.

Кроме того, в «Стратегии», на мой взгляд, должны быть более детально прописаны приоритетные цели и задачи для бизнеса, промышленности, здравоохранения и других сфер, которые должны быть решены с помощью ИИ, и какой эффект мы ожидаем получить. Это дало бы сигнал для разработок всем заинтересованным участникам рынка, позволило бы начать генерировать идеи и предложения, формировать проекты, находить финансирование и т.д.

Отдельный раздел в «Стратегии» должны получить модели и методы коллективного принятия решений и рассуждения разных типов, включая обучение из разных источников, а также автономные системы для управления бизнесом, кибер-физические системы, мультиагентные технологии, цифровые двойники, умный интернет вещей, людей и документов (интернет агентов) и др. Это инструменты ИИ, без которых нельзя построить практические внедрения. К сожалению, в нашей стране число команд, которые занимаются разработкой такого инструментария, можно пересчитать по пальцам.

В «Стратегии» должны быть более детально прописаны приоритетные цели и задачи для бизнеса, промышленности, здравоохранения и других сфер, которые должны быть решены с помощью ИИ»

Наконец, было бы разумно предусмотреть в «Стратегии» создание единой открытой Национальной цифровой платформы и эко-системы ИИ моделей, методов и средств, допускающую конкуренцию и кооперацию решений, где также можно было бы изучать, тестировать, выбирать и сравнивать разные модели и методы ИИ на принципах Open Source. Это, кстати сказать, один из выводов одной из «Дорожной карты по ИИ» в США (вышла в августе 2019), которой предусматривается создание сети ИИ центров и ИИ лабораторий по всей стране, создающих отдельные сервисы и конкретные прикладные решения для разных отраслей, наполняющие эту платформу своими разработками. Открытая единая платформа нужна потому, что частные ИИ компании вряд ли будут отдавать кому-то свои результаты. Нужны другие формы партнерств, причем с независимыми Open Source модулями, которые люди могут брать и использовать бесплатно, например, до получения коммерческого результата — тут много новых форм сотрудничества, популярность которых нарастает во всем мире».

Справка:

Указ президента № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», который утверждает Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, опубликован на портале нормативно-правовых актов. Глава государства, в частности, поручил правительству до 15 декабря обеспечить внесение изменений в нацпрограмму «Цифровая экономика», в том числе разработать и утвердить федеральный проект «Искусственный интеллект». Правительство должно будет предусматривать ассигнования на реализацию всех мер в рамках нацстратегии при формировании в 2020–2030 годах проектов федеральных бюджетов. В тексте «Стратегии» содержится обоснование принципиальной важности развития искусственного интеллекта с точки зрения государства: «Согласно прогнозам долгосрочного социально-экономического развития России в случае недостаточного развития и использования конкурентоспособных технологий искусственного интеллекта реализация приоритетных направлений научно-технологического развития страны замедлится, что впоследствии повлечет за собой ее экономическое и технологическое отставание». Документ дает определение ИИ. Искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Технологические решения включают в себя IT-инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе то, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. «Стратегия» определяет основные задачи государства по развитию искусственного интеллекта:

— поддержка научных исследований, которые бы обеспечили опережающее развитие искусственного интеллекта;
— разработка и развитие программного обеспечения, в котором используются такие технологии;
— повышение доступности и качества данных, а также аппаратного обеспечения, которые необходимы для развития технологий искусственного интеллекта;
— вопрос подготовки соответствующих квалифицированных кадров и другие.